Главная » Интервью » Интервью с Гришей Заречным
Интервью с Гришей Заречным

Добрый день, Григорий Львович! Хотел бы представиться Вам. Меня зовут Пестряков Иван, занимаюсь продвижение и созданием сайтов. Уже более 2х лет живу в Болгарии, после окончания бауманского университета перебрался сюда на ПМЖ. Для начала, хочу сразу извиниться за свое невежество, но до этого интервью совершенно не был знаком с Вашим творчеством, но для того, чтобы задать Вам вопросы, изучил Ваш сайт и послушал часть Ваших песен. Так что после прочтения Вашей статьи «Мысли о шансоне... и не только» стало ясно, что «тавтология» не пройдет, а тем более «тУфтология»… 

Иван Пестряков: С Вашего позволения для читателей нашего сайта опустим историю Вашей биографии, потому что все очень подробно написано на Вашем сайте, но хотел бы сразу задать Вам вопрос. Почему такая разница между тем, как написана биография и тем, как написаны Ваши статьи? Если честно, то статьи очень и очень интересны и читаются на одном дыхании, а история Вашей нелегкой и интересной жизни, написана так, что можно сразу предположить, что писали ее не Вы, а какой – то другой человек. «Далее - Сибирь, работа на лесозаводе, добровольный экстрим за сомнительный коэффициент. Комната в общаге на 10 человек, работа в 3 смены, доски, брусья, горбыли, зеки, тайга». Это и многое другие написано так, что как будто это не имело никакого значения, как будто это было ежесекундным мгновением, ведь это целый и не малый отрезок времени, думаю, что не один год. Вы не хотите об этом вспоминать или вспоминать и нечего? Или это одна сплошная череда Вашего становления, черного пути и пути набивания шишек на голове?

Григорий Львович: Абсолютно верно. Это уже совсем неинтересно. Ну было, ну, много чего можно вспомнить. А зачем? Это всё в прошлом. Не понимаю людей, которые запоминают своё прошлое с точностью до часа. И живут этим прошлым. Особенно, если события не стОят выеденного яйца. А рассказчик останавливается, чтобы уточнить «Нет, всё – таки это было не 27-го, а 28-го числа». Как будто это что-то меняет. К слову, биографию – то я писал сам. Просто не считаю необходимым загружать людей лишней информацией. Когда, иной раз, начинаешь рассказывать про тот период, слышишь « как в кино » А оно и было как в кино.

Иван Пестряков: «Совершенно невероятным образом оказался в Ростове с одним чемоданом, гитарой и пятью рублями в кармане. Проехав по городу от аэропорта до железнодорожного вокзала решил -"Останусь!”». Почему решили остаться? Что повлияло на это решение? 

Григорий Львович: Ехать в Баку было нельзя. По крайней мере в том же поезде.В моём вагоне ехали азербайджанцы-помидорщики. Человек 6-7.Среди них был один молодой, который демонстративно доставал группу русских девчонок – школьниц, которые ехали куда-то с препод., типа экскурсии. В итоге, в тамбуре мы с ним сцепились. Пожилой мужик-помидорщик, с которым мы ехали в одном купе, сказал : « Мы с тобой вместе хлеб ели ( я его чем-то угостил ), я не хочу, чтобы тебе было плохо. Поезд опаздывает, в Баку он придёт ночью, там комендантский час, до утра из помещения вокзала никого не выпустят. Этот ( назвал молодого по имени, уже не помню как его звали ) поднимет весь вокзал, ты из него не выйдешь. Учти, я не спрашиваю кто ты по национальности, а там это будет всем интересно». Мужик был прав. В Баку меня просто закопали бы на вокзале. Во мне течёт и армянская и русская кровь. На тот момент – и то, и другое, было плохо. Вечером мы проезжали Ростов. Я вспомнил, что там у меня должен был жить друг-бакинец. Сошёл. Дальше отдельная история как я доехал ночью до друга, а его не оказалось дома. Хозяйка, у которой он снимал флигель, сказала, что он только что уехал в аэропорт, чтобы лететь в Баку. Я уболтал таксиста, чтобы он меня докинул до аэропорта, ибо денег, в кармане было 5 руб. Один в чужом городе. Таксист довёз меня до аэропорта, взял «пятёрку», развернулся и уехал. Я вошёл в аэропорт и увидел, что зал пуст, в нём нет ни одного человека. «Улетел» - подумал я. Паспорта у меня, на тот момент, не было. Он нах-ся у жены в Баку. Представляете, 4 суток до Москвы в общем вагоне, потом сутки до Ростова. Грязный, небритый, руки в наколках, без документов, с чемоданчиком и гитарой. Прямой пациент нашей доблестной милиции. К счастью оказалось, что у машины, на которой мой друг ехал в аэропорт, пробило колесо. Они его меняли по дороге в аэропорт. А я на такси проехал мимо них ( ночь же, темно ). Вы по –прежнему считаете, что это стоило бы описывать в биографии ? :-) Почему решил остаться? Во-первых, в принципе, понравился город. А во-вторых, где-то же надо было оставаться …

Иван Пестряков: «Бизнес, из-за которого пришлось поставить крест на музыке на несколько лет». Не могли бы Вы рассказать, что это был за бизнес? И как Вы начали им заниматься?

Григорий Львович: Всё просто. Это агенство недвижимости. В Ростове. Я немного дезориентировал людей, написав, что «занялся» бизнесом. Задумала его, и открыла моя жена. А я полностью во всём участвовал, но только в роли хорошего исполнителя. Отвезти, привезти, помочь, забрать, сгонять, свозить, найти, состыковать и т.д. ))

Иван Пестряков: «Почему так много народу кинулось писать про тюрьму, в которой реально было всего несколько шансонье?». Вы дали ответ только почему это делают сами артисты, но я хотел бы задать вопрос именно со стороны слушателя. Почему именно «блатняк» вызывает такой интерес у публики? Например, я считаю, что если у тебя есть такой живой интерес к тюрьме, зоне, то нужно там побывать, съездить на экскурсию, а не просто слушать и рисовать у себя в голове, как это «классно» и «романтично». В теме бандитизма и разбоя нет никакой романтики, как это показывают в фильме «Бригада», либо как об этом поют шансонье.

Григорий Львович: Сейчас кое-что изменилось. И даже не кое-что, а произошли глобальные изменения в жанре. Тот формат, который существовал до 2007 года, радиостанция «Шансон» сама начала убивать. Выпихивая, как кукушонок, тех, за чей счёт она набирала слушателей. В 2007-ом году мне было предложено: « Работай с нами на договоре, либо должны быть какие-то спонсорские деньги. Мы меняем формат. Того, что было раньше – не будет. Твой альбом «Шоферской роман» не будет звучать в эфире. Да, альбом отличный, но, чтобы это произошло, ты должен….» и тут я пока не буду ничего озвучивать. Просто вспомню, подходящую, для такого случая, пословицу - КОМУ Я ДОЛЖЕН – Я ПРОЩАЮ. Сама же станция, действительно стала уходить от привычного видения слова «шансон». Появились новые шансонье – Газманов, Буйнов, ДДТ, Валерия и т.д. Туда рванула вся эстрада и попса. Правда, станция сделала по-хитрому. В ночь можно услышать блатняк. Днём – эстрадо-поп. Типа – стесняются. Но всё равно пытаются усидеть на двух стульях.

Иван Пестряков: Кто, по Вашему мнению, популяризировал этот жанр за последние десять лет? Мне как человеку молодому и «дремучему» в голову приходят только эти фамилии: Шуфутинский, Розенбаум, Токарев и Круг. Я, конечно, могу ошибаться, но именно эти артисты пробили дорогу для того, чтобы шансон был популярным и востребованным, именно с этими фамилиями для большинства людей ассоциируется шансон. 

Григорий Львович: Много кто способствовал подъёму ТОГО шансона.Я могу назвать фамилий 30-40. Но… до них ( нас ) был Галич, Вертинский, Северный, тот же Утёсов, Бернес. Это ведь тоже можно назвать шансоном! Просто те, о ком пишете Вы, были как весенний дождик для ростка. Была эстрада, доминирующая в стране, были другие направления, но блатняк всегда имел свою нишу. И очень большую. 

Иван Пестряков: Как только станция, позиционирующая себя, как вещающая музыку в формате шансон, начала крутить авторов, поющих "конкретные" песни, сразу же почитатели блатной песни и её ярые противники сроднились с мыслью, что «шансон» = « блатняк». Я не считаю себя человеком, который вешает ярлыки, а тем более в музыке, ведь музыка разная и у нее разные направления и жанры. Но почему у людей такое устойчивый ярлык? Почему «блатняк» = «шансон»? Мне хочется услышать не общий ответ или ответ про то, что деятели шоу-бизнеса «стали долбить неосвоенные сегменты населения по другим эрогенным зонам», а именно глубокий и вдумчивый ответ. Хотелось бы найти корень этого интереса именно исторический, ментальный и социальный. 

Григорий Львович: Ха! Вы хотите, чтобы ответ уместился в одном абзаце?! Это нереально. Могу привести резюме после недавней беседы с одним, уважаемым мной человеком. Фамилию не озвучиваю из этических соображений. «Почему народ взбесился и начал рублём голосовать за то, что раньше считалось дурным вкусом, а сегодня зовётся шансоном ? Можно сколько угодно говорить о насильственном насаждении дурнопахнущих песен, но ведь люди идут в Кремль и иже с ним, ДОБРОВОЛЬНО! Их туда насильно никто не загоняет. В чём же секрет?» А секрета нет. Просто никто не будет сейчас создавать то, что «не соберёт зал» и не даст прибыли. Раньше могли работать «за идею», сейчас – нет. Причин много. Одна из них – бОльшая часть думающих людей уже уехала из страныи заниматься этим, по бОльшому счёту, уже некому. Ещё – сейчас никто не спрашивает « а учился ли ты?», никто не будет озадачиваться тем, что артист «гонит». А какому артисту проще быть ближе к народу? Правильно, тому, который из него вышел. И не из элитных колледжей, а из самого низа. Потому, что именно таких – большинство! И такому артисту проще достучаться до слушателя. Собственно, и достукиваться не придётся, ведь он говорит на со своим слушателем на одном языке. И неважно, что это язык колхозного рынка.

Иван Пестряков: «На мой взгляд «шансон» - это, прежде всего, песни, несущие какую-то смысловую нагрузку. Желательно авторские. А в каком музыкальном оформлении они решены – зависит от вкуса и выбора автора». Мне кажется, что это и есть та ступень, которая стирает все границы музыкального стиля, т.е. новое направление в музыке, которое позволит артистам не загонять себя в рамки какого-то одного формата и «юзать» его до седых волос. Но российская действительность ставит рамки. Нестабильность бытия и жизни, приводит к тому, что человек останавливается на своем развитие, перестает пробовать и экспериментировать, а исполняет только то, что приносит деньги и что востребовано. И тем самым теряет свою самость и свою сущность, примиряя чужие и «выгодные» костюмы на себе, не задумываясь над тем, а в пору ли он ему....

Григорий Львович: Только что на это ответил )) Добавить могу, что действительность не СТАВИТ рамки, а уже давно их поставила. Намертво. И, если ты под них не подходишь – надо валить. Без шуток. Или становиться таким, как все. Если согласен. 

Иван Пестряков: Прошу прощения за столь банальный вопрос, думаю, Вы не однократно давали на него ответ. Но почему именно дорожная тема? И песни для дальнобойщиков? Это именно отражение Вашей души? Вашего покоя и Вашей сути? 

Григорий Львович: Это то, что у меня неплохо получается. Видимо, из-за того, что сам немало шоферил в своей жизни. Но, опять-таки, это не поглощающая часть моих песен. Много лирики, которой не дали шанса на существование, ибо радио, повесило ярлык – шоферской певец. Мне он не жмёт, но не даёт возможности пробиться другим, не менее удачным, песням.

Иван Пестряков: Прочел с улыбкой Ваш пост «А не коммунист ли я?», если учесть, что «с 2011- го по 1987 – ой» - вся моя жизнь, то можно сказать, что у моего поколения именно этот багаж знаний. И плохой он или хороший, мне сложно сказать. Что Вы можете сказать по этому поводу? Если молодые люди моего поколения не помнят, что было тогда, но и не знают, что будет в будущем. Что им делать? Как искать правильные пути? И как развиваться? 

Григорий Львович: Вы знаете, мой собственный сын ( 90 г.р. ) не даёт мне возможности ругать сегодняшнее поколение. Для его воспитания, я сделал очень мало. Мало уделял времени, мало внимания. Никогда не заставлял учиться, читать и т.д. Он, в какой-то период, сам проявил интерес к книгам, учёбе. Сейчас, глядя на него, могу сказать : я думал, что это поколение безнадёжно, оказывается – нет. 

Иван Пестряков: Сегодня очень популярна тема легких наркотиков, уличной жизни, драк и разборок, музыкальное направление, которое очень похоже на «блатняк», но только с других названием «русский рэп» или «андеграунд». Думаю, Вы слышали такие имена как Ноггано, Гуф, АК-47 и т.д. Как Вы думаете, с чем это связано? Столичные мальчики и девочки хотят почувствовать «прикрасы» уличной жизни или это действительно отражение того, что происходит в России, что наркотики, драки, посадки и нары – это действительность «не столичной» молодежи. 

 Григорий Львович: Сейчас буду ругаться! РЭП не может быть русским! Ибо РЭП расшифровывается как _Rhytmic African Poetry_ т.е. Ритмическая Африканская Поэзия. Хотя, сути ответа, это не меняет. Просто говорит о том, что мы безграмотны во всём. Хотите услышать моё мнение? Я обожаю рэп. При этом, я не перевариваю сегодняшний поверхностный бред, который маскируют под рэп. Если нет слуха – петь нельзя, но можно читать рэп. Из тех, кого Вы назвали, слышал только Ноггано. Если не ошибаюсь – это Баста? Баста появился после Касты, которой мне вполне хватило, чтобы всё понять о берущем разгон, русском рэпе. Рэп потому и пошёл, что 1) не надо уметь петь 2) не надо делать аранжировки 3) молодёжь подхватывает мгновенно. Здесь не нужен профессионализм. И ещё – о чём могут поведать дети? Ведь рэп, по сути, в нашей стране представлен подростками. Жизненный опыт которых равен нулю. А вот о драках, подъездной любви, наркоте, пацанских понятиях и прочей дворовой жизни, можно написать много песен. Если без сарказма – рэп мне интересен. Но не нравится то, что из него у нас «готовят». 

Иван Пестряков: «Соц. сети, со своим самым распространенённым вопросом "как дела?"». Как на Вас повлиял факт появления социальных сетей? Не только в социальной сфере, но и в профессиональной? Помогают ли они Вам? Стали ли они основным источником рекламы?

Григорий Львович: Соц. Сети – убийство времени. Я там есть, но 1) в «Одноклассниках» я не стал регистрироваться под псевдонимом Заречный, т.к. мои одноклассники меня бы не нашли )) Да и к пиару я отношусь с прохладцей. «В контакте» перестал всем отвечать, это нереально, только сидишь и отвечаешь на бредовые «как дела?», да «когда выйдет новый альбом?» А потом понимаешь, что вот такими темпами, альбом не появится никогда ))

Иван Пестряков: Откуда черпаете информацию? Где смотрите новости? ТВ или интернет? 

Григорий Львович: Отовсюду, живу-то не в замкнутом пространстве.Но ТВ не люблю.

Иван Пестряков: Что для Вас значит понятие «свобода»?

Григорий Львович: Возможность жить без ограничений.

Иван Пестряков: Считаете ли Вы себя полностью реализованным человек? Или есть высоты и желания, которые бы хотели покорить и реализовать? 

Григорий Львович: Высоты есть, желаний, к сожалению, с каждым годом, всё меньше.

Иван Пестряков: Конечно же, после прочтения Вашего поста «о Болгарии», не могу не спросить у Вас о той стране, где сейчас проживаю. Как Вам Болгария? Какие у Вас впечатления от нее? Сразу же хотелось бы Вам посоветовать посетить горнолыжные курорты Болгарии, такие как Банско, Боровец и Витоша. Не думали ли о покупки  недвижимости в Болгарии?

Григорий Львович: Конечно, думал. Правда, от лыж я ещё дальше, чем от моря. А по поводу перемены места жительства, мне очень понравилось это высказывание Кто будет последним улетать из этой страны, не забудьте выключить свет в аэропорту. Я не хочу быть этим самым «последним»

Иван Пестряков: Напоследок, хотелось бы задать Вам вопрос в Позноровском стиле. Когда Вы окажитесь перед Богом, что ему скажите?

Григорий Львович: Я думаю, что придётся не говорить, а слушать. 

Уважаемый, Григорий Львович, очень приятно было познакомиться с Вашим творчеством и с Вашей биографией.

Специально для сайта shanson-text.ru