Главная » Статьи » История русского шансона
История русского шансона

Если сегодня спросить, что такое шансон, ответы будут сильно различаться. Кто-то сразу назовет песни про тяжелую судьбу уголовников, другие вспомнят имя Эдит Пиаф. А кто-то вспомнит имена исполнителей так называемой авторской песни, некогда распространенного жанра.

Так что же такое шансон на самом деле? Во Франции так называют сюжетные песни, некогда исполнявшиеся бродячими певцами. Что касается русского шансона, то это понятие объединяет несколько разных жанров: городской романс, блатную, а также бардовскую песню. Термин активно используется с 90-х, именно тогда в теле- и радио-эфире появилось большое количество блатного фольклора.

Изначально сюжеты блатной песни описывали нравы и быт уголовников. Позже в этот жанр вошли не криминальные сюжеты, сохранившие особенности жанра – жаргон, мировоззрение, мелодию.

В музыкальной индустрии постсоветского пространства термин «русский шансон» вызывает ассоциации в первую очередь с блатной песней. Главная черта этого жанра – сюжетность. Обычно песни этого жанра не содержат подробностей из жестокого мира криминала. Наоборот, авторы песен изображают уголовников не лишенными человеческих качеств, желаний или эмоций. Например, большую роль в блатном фольклоре играют песни о любви к матери. История российского «блатняка» берет начало из куплетов одесских артистов, исполняемые в ресторанах в начале двадцатого века. Аранжировка и мелодика этих песен находилась под существенным влиянием традиционной еврейской музыки. Наиболее известное произведение тех лет – «Мурка.

30-40 гг. – период, в который появляются песни об осужденных сталинских лагерей. Позже наступает застой, песни жанра не попадают в тираж. На страду блатная песня выходит уже в период перестройки и в постсоветский период.