Главная » Статьи » Зарождение и трансформация шансона
Зарождение и трансформация шансона

Неброское слово «шансон» прибыло к нам из французского языка и переводится достаточно просто – «песня». Что самое удивительное, первоначально шансоном в Пятой Республике назывались обычные народные хоровые песни крестьян, которые, если сравнивать их с романсами, были закреплены письменно в литературно-поэтической форме. Переселявшиеся в большие города крестьяне забрали с собой и свою культуру, а певцы из различных кафе и баров постепенно распространили песни, свойственные этой культуре.

Песни наиболее популярные прочно закрепились в сознании людей, постепенно, слой за слоем, создав целый культурный пласт, отличный от всех остальных. Они стали изображать проблемы и желания народа, сохраняя при этом своеобразные особенности песни, зародившейся во французских деревнях, а вот эстрадные песни принимали совершенно другой характер, постепенно превращаясь в характерную черту массовой культуры.

Начиная с конца XIX-начала XX века традиционные французские песни с простым, но фривольным содержанием, став называться шансонетками, стали медленно перекочевывать и в другие страны; не обошли они стороной и Россию. Здесь произошло своеобразное слияние песен, характерных для деревни Франции и отечественных песен, распеваемых на городских периферии, что послужило основной причиной для зарождения «жестокого» романса. Спустя некоторое время это музыкальное направление в России приобрело название «блатной песни», потому что во многих произведениях шансона описываются страдания и мысли именно людей криминального мира. Притом здесь вовсе не оправдываются преступления или жестокость, а при помощи простой, но трогательной сюжетной линии передаются вполне человеческие чувства людей, совершивших роковую ошибку. Основными темами, поднимаемыми в шансоне в наше время, можно назвать размышления о вероломстве лучшего друга, о блудливости любимой женщины, о безграничной любви к матери, хотя стоит признать, что не все яркие представители этого направления следовали именно такой тематике, взять хотя бы Владимира Высоцкого и Юрия Никулина.

Основными характеристиками шансона можно назвать неимение каких-либо специфических певческих данных у певца, но наличие ложащейся на слух мелодии и поэзии, что называется, от души. Это не песни для масс, под них нельзя танцевать, это все еще народный жанр, существующий благодаря острому языку, непередаваемой тоске, силах судьбы, которые нельзя побороть. Поэтому вполне возможно, что после прослушивания так называемой «блатной» песни у вас по коже побегут мурашки.