Бардовская музыка, или, как она называется ещё, авторская песня — это песенный жанр, который начал возникать в середине прошлого века в различных странах. Его отличительные особенности — это совмещение в одном лице автора текста, музыки и исполнителя, а также гитарное акустическое сопровождение и приоритет значимости слов перед аранжировкой. Предшественником бардовской песни в России можно считать песенные миниатюры и городской романс А. Вертинского.
Изначально в основе жанра были туристические и студенческие песни, которые отличались от «официальных» (тех, что распространялись по государственным каналам) превалирующей личностной интонацией, а также неформальным и живым подходом к животрепещущим темам. Некоторые произведения появились ещё до Великой Отечественной Войны (написанные Г. Лепским и П. Коганом романтические песни, одной из самых известных из которых является «Бригантина» и ранние произведения М. Анчарова). В то время в довоенной Москве были очень популярны произведения геолога Николая Власова, а именно «Студенческая прощальная» и прочие. Именно Власов и положил начало туристическим песням. Особая судьба сложилась у песен Евгения Аграновича, который начал писать в 1938 году. Достаточно часто, правда, не всегда, исполнители песен данного жанра являются также одновременно и авторами музыки и стихов, и именно этот факт и дал название всему жанру.
После войны, в начале 50 годов прошлого века, большой пласт авторских песен был создан и в студенческой среде, а именно, на биологическом факультете МГУ и в Педагогическом институте имени Ленина. Самыми известными авторами того времени стали Д. Сухарев, Г. Шангин-Березовский, А. Якушева, Ю. Ким, Ю. Визбор и Л. Розанова. Чуть позже, когда появились первые магнитофоны, авторская песня обрела очень широкую популярность. В то время свои песни начали сочинять А. Дулов, Н. Матвеева, а также Булат Окуджава. Позже, в 1960-80 годах появились песни Александра Галича, Владимира Высоцкого, Виктора Берковского, Владимира Туриянского, Александра Городницкого, Сергея Никита, Александра Лобановского, Евгения Клячкина, Арона Круппа, Юрия Кукина, Владимира Бережкова, Александра Мирзаяна, Веры Матвеевой, Виктора Луферова, Александра Ткачева, Петра Страчика, Александра Суханова, Вероники Долиной, Леонида Семакова, Александра Дольского, а уже в предперестроечное время к ним добавились такие авторы как Любовь Захарченко, Михаил Щербаков, а также творческий дуэт Георгия Васильева и Алексея Иващенко.
Авторская песня также была одной из форм самовыражения так называемых «шестидесятников». На сегодняшний день бардовская песня достаточно часто пересекается с шансоном, который, в свою очередь, является совершенно другим жанром песенного искусства. В переводе с французского «шансон» - это песня. Во Франции это жанр вокальной музыки, в котором можно выделить две особые стези. Первая — это светская многоголосная песня на французском языке эпохи Возрождения и позднего Средневековья, а второе — это французская эстрадная песня в стиле кабаре. Однако в России этот стиль ошибочно принимается за «блатную» песню, и большая часть производений в этом стиле — это песни о тюремной романтике. Ярким представителем данного жанра можно назвать Михаила Круга. Нечто близкое к классическому шансону представляет собой творчество Елены Ваенги и Стаса Михайлова, но в целом в России отношение к шансону в широких кругах пренебрежительное. К сожалению, представителей классического шансона на Российской эстраде нет, а многие ценители даже не подозревают, что известная французская певица Эдит Пиаф также является исполнительницей шансона.