Главная » Статьи » Авторская песня в других странах
Авторская песня в других странах

Авторскую песню нельзя назвать феноменом лишь только русской культуры. Такое явление, как авторская песня, возникало в 1960-е годы одновременно во множестве разных стран, и везде авторы-исполнители исполняли песни собственного сочинения под аккомпанемент акустической гитары. В каждой из стран такие поэты с гитарами были достаточно глубоко связаны с местными традициями, однако при этом практически везде их песни содержали и критику государства и общества, и было даже не важно какого — капиталистического или же социалистического. Эти песни представляли собой эксперимент с различными жанрами и имели колоссальную способность к созданию альтернативных аудиторий, прежде всего, конечно же, молодежных. Популярность бардовской песни была, в первую очередь, связана с общемировым пиком развития молодежных общественно-политических движений в то время.

Творчество бардов в различных странах способствовало формированию демократически организованной публики, а также критических настроений. Публика воспринимала авторскую песню очень хорошо, а простые и эмоциональные мелодии, понятные слова и прочие отличительные черты авторской песни явились настоящим стимулом к совместному групповому пению на концертах. К этому даже призывали и сами исполнители.

Например, на Кубе авторская песня по своему жанру была похожа на авторскую песню прочих стран, однако отличительной чертой кубинской авторской песни было то, что барды того времени были официально признаны политическим режимом того времени. В частности, Фидель Кастро использовал бардов для увеличения роста собственной популярности не только на Кубе, но и в зарубежных странах.

В прочих страна «соцлагеря» из-за цензурной политики органов власти распространение авторской песни проходило в форме полуофициальных фестивалей и встреч, небольших концертов на частных квартирах, бесплатного распространения магнитофонных записей или же приобретения их на так называемом чёрном рынке. За пределами границ соцлагеря звукозаписи и концерты авторской песни были легальными, однако связь между музыкальной индустрией и авторской песней никогда не была достаточно прочной. Телевизионные и радиокомпании в ФРГ, США, Италии и Франции достаточно долго не желали предоставлять эфир авторской песне с её порой непредсказуемой и острой социальной критикой, а также рискованным, почти карнавальным юмором. Все эти черты придавали авторской песне и в этих странах некоторую ауру «нелегальности». После военного переворота в Чили в 1973 году все публичные исполнения авторского творчества сначала находились под запретом, а практически все известные барды были вынуждены уехать из страны. Самый знаменитый чилийский бард, Виктор Хара, был убит практически сразу после того, как власть была захвачена военными. Лишь после 1975 года авторская песня вышла из подполья, однако и в то время их авторы были вынуждены в своих песня выражаться иносказательно, используя «эзопов язык».

Ни слушатели бардовской песни, ни сами исполнители, а также их коллеги, никак не приветствовали профессионализацию авторов-исполнителей, а также их сближение с миром популярной музыки. Первое выступление на большой сцене Боба Дилана с электрогитарой, которое произошло на фестивале в Ньюпорте в 1965 году нарушило это табу, но было встречено публикой оглушительным свистом.

Сегодня в разных странах встречается большое количество авторов-исполнителей собственных песен, однако же большинство из них все же пошли по пути популяризации собственного творчества. Конечно, существуют и авторы-исполнители в классическом понимании этого термина, однако ввиду того, что благополучие во многих странах сейчас всех устраивает, этот жанр практически перестал существовать в привычном понимании.