Главная » Статьи » Судьба авторской песни в конце ХХ века
Судьба авторской песни в конце ХХ века

В последние десятилетия ХХ века повзрослевшие барды-основатели жанра продолжали уделять огромное внимание лирической линии, однако в ней всё чётче звучали горечь предательств и потерь, ностальгия по прошлому, стремление сохранить свои идеалы и себя, редеющий круг друзей, а также тревожные нотки о будущем. Эти настроения в целом хорошо преподнес Булат Окуджава. Вся лирико-романтическая линия с данным подтекстом была прекрасно продолжена С. Никитиным, А. Дольским, В. Долиной, а также бардами-рокерами, такими как Андрей Макаревич и Борис Гребенщиков.

После перестройки, а именно в начале 1990х годов развитие авторской песни перешло в гораздо более спокойное русло. Начало расти количество «поющих поэтов», а также их исполнительское мастерство. Соответственно, возрастало и количество профессиональных бардовских организаций, фестивалей, концертов, продаваемых дисков и кассет. В то же время начала оформляться своеобразная классика бардовской песни (к примеру, популярные альбомы из серии «Песни нашего века»). На телевидении и радиостанциях начали появляться передачи, которые были посвящены авторской песне. К примеру, Михаилом Кочетковым была организована передача об авторской песне под названием «Домашний концерт». Она шла в эфире телеканала РЕН ТВ, а в роли ведущего выступал сам автор передачи. С 1995 года данная передача переехала на коммерческий телеканал «Телеэкспо», и перешла в формат прямого эфир. Тогда же передача сменила формат и стала носить название «Гнездо глухаря». В этой передаче барды со всей страны в прямом эфире пели свои песни. Данный проект впоследствии вырос в достаточно известное московское бард-кафе, которое носит такое же название. Концерты авторской песни, а также интервью с авторами-исполнителями сегодня периодически можно посмотреть на телеканале «Культура», а радиостанция «Эхо Москвы» до сих пор еженедельно транслирует концерты авторской песни по заявкам, ведущей которых является Нателла Болтянская.

Для широкого круга ценителей бардовской песни в 2001 году в поселке под названием Листвянка в Иркусткой области актер Евгений Кравклем и его друзья построили и открыли «Театр авторской песни на Байкале».

На сегодняшний день, конечно же, самыми известными бардами являются Александр Розенбаум и всё ещё не теряет своей популярности Булат Окуджава. Не смотря на то, что Александр Розенбаум является скорее автором несколько «блатных» песен, его можно назвать бардом, так как в его музыке и текстах прослеживается такая же тоска по дому, былым временам и друзьям, как это принято в бардовской среде. Разделить понятия «блатной» и «авторской» песни нельзя, так как эти понятия практически являются синонимами. Впрочем, например, Владимир Высоцкий совершенно не любил, когда его назвали «менестрелем» или «бардом». Кстати, слово «менестрель» также является одним из терминов, который достаточно точно объясняет возникновение авторской песни. Говоря о менестрелях, нельзя не вспомнить о том, что в начале 90-х на стыке фолк-музыки и авторской песни сформировалось настоящее движение менестрелей, в основном, имеющее отношение к исторической реконструкции и ролевым играм. Самыми яркими его представителями можно считать группу «Мельница», Тэм и Йовин, группу «Канцлер Ги», Айрэ и Саруман и множество других. Основная тема песен этих авторов это та же трактовка путешествий и дружбы, однако в свете средневековья.

Авторская песня, несомненно, популярна до сих пор, что объясняет огромное число продаж дисков, а также то количество людей, которые приходят на концерты известных авторов-исполнителей.