Главная » Статьи » Развитие авторской песни в России
Развитие авторской песни в России

В развитии бардовской песни в России можно выделить несколько основных этапов: Первый этап — это романтический этап, лидеров которого стал Булат Окуджава. Этот этап продолжался приблизительно до середины 1960х годов. Главной темой реализации романтических настроений были «песни странствий», а центральными образами — дружба, а также дороги в качестве линий жизни, а именно пути к самопознанию и пути в неизведанное. На данном этапе бардовская песня практически не выходила за границы среди, которая её породила, а распространялась лишь «от компании к компании» в магнитофонных записях или устно. Публично такие песни исполнялись очень редко, и, конечно же, только в своем кругу, а именно на самодеятельных студенческих слетах, капустниках всевозможной творческой интеллигенции, на туристических слетах, которое впоследствии постепенно стали превращаться в фестивали авторской песни. На таком этапе развития власть практически не обращала внимания на авторскую песню, так как считалось, что это безобидное проявление самодеятельного творчества, а также элемент интеллигентского быта.

Однако, в то время особняком стояли сатирические и горькие песни А. Галича, такие как «Спрашивайте, мальчики», «Старательский вальсок», «Красный треугольник», «За семью заборами». В этих песнях была слышна достаточно резкая критика имеющегося политического строя, которая сопровождалась неслыханной для того времени откровенностью и смелостью. Приблизительно в середине 60-х в иронической, а позже и уже в откровенно сатирической манере относительно окружающей жизни обращался к слушателям и Ю. Ким. Особенно хорошо это видно в таких произведениях как «Два подражания Галичу», «Разговор двух стукачей», «Моя матушка Россия» и некоторые другие. Некоторые песни А. Галича, а именно «Я выбираю свободу» и «Мы не хуже Горация», а также некоторые произведения Ю. Кима («Адвокатский вальс», «Подражание Высоцкому») напрямую были посвящены советским диссидентам. Продолжена эстетика «песни протеста» была Владимиром Высоцким. Именно он расширил интонационные приемы (к примеру, его находкой является распевание гласных»), а также лексику текстов песен, включив в неё обширную часть сниженной и жаргонной лексики. В творчестве множества бардов также отдельное место занимала и тема Великой Отечественной Войны. Однако, в отличие от большинства героических пафосных песен «официальной культуры», на первое место в авторской песне выходил именно человеческий аспект войны, а именно те страдания, которые она причинила людям, её античеловечность. Ярким пример подобных песен являются такие произведения, как «Баллада о вечном огне» А. Галича, «До свидания, мальчики!», Б. Окуджавы, «Так случилось, что мужчины ушли» В. Высоцкого. После того, как властям стала понятно сила воздействия подобной авторской песни, они перешли к её преследованию. Перед исполнителям закрылись все двери концертных организаций, телестудий, радиостанций, эфиров. Их также изгоняли из творческих союзов, принуждали к эмишрации (А. Галич стал ярким примером), принижали в официальных печатных изданиях. Однако благодаря пластинкам с песнями данных авторов авторскую песню знали, любили, слушали, пели и переписывали друг у друга.

Власти делали несколько попыток завладеть авторской песней изнутри, беря в комсомол стихийно возникавшие везде клубы студенческой и самодеятельной песни. Однако это удавалось им не очень хорошо и попытки к успеху не привели, так что бардовская песня на протяжении долгих лет находилась в изгнании в СССР.